Памятка для работы над ошибками по русскому языку в начальной школе


1.   Пропуск, замена буквы.
Напиши слово правильно 3 раза, подчеркни букву.
аттракцион    аттракцион   аттракцион
2.                Оформление предложения.
Помни! Первое слово в предложении пишется с большой буквы.
В конце предложения ставятся знаки препинания: « . ! ?».
Птицы улетели.
3.Большая буква в именах собственных.
Помни! Имена собственные – это имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия городов, деревень, рек, морей, гор, улиц, площадей, книг, фильмов.
Имена собственные пишутся с заглавной буквы.
Напиши слово правильно.
Анна, Ольга, Алексей, Москва, Коломна, Рязань.
Придумай и запиши ещё 2 слова на это правило.
4. Перенос слов.
Помни! Слова переносятся по слогам.
Выпиши слово, раздели его правильно для переноса.
 Мо-локо, моло-ко.


5. Мягкий знак-показатель мягкости.
Помни! Мягкий знак- показатель мягкости, пишется в конце и в середине слова между двумя согласными. Он показывает мягкость предшествующего звука.
Выпиши слово верно.
Пальто, апельсиновый, крыльцо.
Придумай и запиши ещё 2 слова на это правило.
6.                Словарные слова.
Напиши слово 3 раза.
аккуратный  аккуратный   аккуратный
7.                Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Помни! Жи-ши пиши с буквой и; ча-ща пиши с буквой а; чу-щу пиши с буквой у. Выпиши слово, подчеркни сочетание.
Чайник, чашка, туча.  
 Жизнь, жираф, стрижи.
Придумай и запиши ещё 2 слова на это правило.
8.                Сочетания чк, чн, чт, нч, щн, рщ, нщ.
Помни! Сочетания пишутся без мягкого знака.
Выпиши слово правильно, подчеркни сочетание.
Ласточка, веточка, водичка.
Придумай и запиши ещё 2 слова на это правило.
9.                Разделительный мягкий знак  
Помни! Разделительный мягкий знак пишется в корне слова после согласной перед гласными буквами: е, ё, ю, я, и. Разделительный мягкий знак показывает, что согласный звук  не сливается с гласным.

10 Двойные согласные.
Покажи, как образовано это слово:
длина - длин/;
длин/ +н + ый = длинный
11.           Предлоги со словами.
Помни! Предлоги со словами пишутся отдельно. Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово. У глаголов предлогов не бывает.
Выпиши слово вместе с предлогом. Между предлогом и словом поставь вопрос или другое слово.
На ветке - на (какой?) ветке, на (тонкой) ветке; на дереве, на дороге.
Придумай и запиши ещё 2 слова на это правило.
12.Проверяемые безударные гласные в корне слова 
Помни! Безударные гласные и, а, о, е, я - проверяй ударением.
Запиши слово, рядом напиши проверочное. Поставь ударение, выдели корень, подчеркни правильную букву.

13.           Звонкие и глухие согласные в корне слова
Помни! Парные согласные б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с – проверяй, когда они находятся в конце слова или перед глухой согласной.
14. Непроизносимые согласные
Помни! Буквы д, т, в, л иногда не произносятся, но пишутся.
Запиши слово, рядом напиши проверочное. 

15.           Сложные слова.  Помни! В составе слова может быть несколько корней. Это сложные слова. В сложных словах пишется соединительная гласная о или е.
Выпиши слово, выдели корни, подчеркни соединительную гласную.
Корнеплод, паровоз.
16.Слитное написание приставок.
Помни! Приставка – это часть слова. Приставки со словами пишутся слитно.
Напиши слово верно, выдели приставку.
 Поход, поездка, поделка.
Придумай и запиши ещё 2 слова на это правило.
17.           Правописание приставок.
Вспомни правописание приставок!
 Напиши слово верно, выдели орфограмму.
Написал, нарисовал, налетел.
Придумай и запиши ещё 2 слова на это правило.
18.           Разделительный твёрдый знак (ъ)
(см. на форзаце учебника)
Помни! Разделительный твёрдый знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласные, перед гласными буквами е, ё, ю, я.
19.           Суффиксы – ик-, -ек-
Помни! Если гласный звук в суффиксе при изменении слова сохраняется, то пишется буква и, если гласный звук выпадает, то пишется буква е.
Выпиши слово, измени его по вопросам. Обозначь орфограмму.
Ключик – нет ключика, цветочек – нет цветочка.
20.           Мягкий знак после шипящих в конце слова.
Помни! У существительных женского рода после шипящих на конце слова пишется мягкий знак.
Выпиши слово, укажи род имени существительного.
Дочь (ж.р.),  ночь (ж.р.),  мышь (ж.р.)
Придумай и запиши ещё 2 слова на это правило.
21.           Падежи имён существительных
Вспомни название падежей и падежные вопросы!
Найди слово, к которому относится имя существительное, поставь от него вопрос, выпиши словосочетание. По вопросу и предлогу определи падеж.
Над озером кружились чайки.
Кружились (над чем?) над озером.
22.           Безударные окончания имён существительных
Выпиши словосочетание. В скобках напиши опорное слово в той же форме Укажи склонение, выдели окончание.
Говорили о празднике ( о топоре- 2 скл.), 
играли на площадке (на земле - 1 скл.) ,
 сидели на площади (на ржи - 3 скл.)
23.           Безударные окончания имён прилагательных
Помни! Безударные окончания имён прилагательных проверяй с помощью вопросов.
Выпиши имя прилагательное вместе с именем существительным, к которому оно относится. В скобках напиши вопрос.
К озеру (какому ?)глубокому , к дальнему.
24.           Правописание -тся и –ться в глаголах
Помни! Если глагол отвечает на вопрос что делать? или что сделать?, то он стоит в неопределённой форме и  перед -ся пишется мягкий знак.
Выпиши слово, в скобках напиши вопрос, выдели орфограмму.
поехали (что делать?) купаться, 
он хорошо (что делает ?) купается
25.           Не с глаголами
Помни! Не с глаголами пишется отдельно. Исключение: ненавидеть, негодовать, недоумевать, невзлюбить, недомогать.
Напиши слово правильно, выдели орфограмму.
              гл.                       гл.                    гл.
 Не сверкает, не пришёл, не цветёт.
Придумай и запиши ещё 2 слова на это правило.
26.           Мягкий знак у глаголов 2 лица единственного числа.
Помни! Глаголы настоящего и будущего времени во 2 лице единственного числа имеют окончания -ешь, -ишь. На конце пишется мягкий знак.
Выпиши глагол, укажи число, лицо глагола, выдели окончание.
 Рисуешь (2 л., ед. ч.), вертишь (2 л., ед.ч.), 
играешь (2 л., ед.ч.).
27.           Безударные личные окончания глаголов настоящего и будущего времени.
Выпиши глагол, образуй неопределённую форму, укажи спряжение, время, лицо и число глагола. Запиши 2 - 3 слова на это же правило.
Читаешь  (читать,1 спр., наст. вр, 2 л.), слушаешь , запоминаешь
28.           Суффиксы глаголов прошедшего времени
Помни! В глаголах прошедшего времени перед – л пишется тот же суффикс, что и перед – ть в неопределённой форме.
Выпиши глагол, образуй неопределённую форму, выдели суффиксы.
 Клеил – клеить, сеял – сеять, слушал – слушать.
29.           Суффиксы -а, -о в наречиях
Помни! Наречия с приставками до-, из-, с- имеют суффикс –а. Наречия с приставками в-, на-, за- имеют суффикс –о.
Выпиши слово, укажи приставку и суффикс.
Сначала, изредка,дочерна
Вправо,налево,засветло.
30.           Однородные члены предложения
Выпиши предложение. Правильно поставь знаки препинания. Подчеркни однородные члены предложения, начерти схему.
Грачи, скворцы и жаворонки улетели в тёплые края.
31.           Сложное предложение
Помни! Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений. Выпиши предложение. Подчеркни грамматические основы. Правильно расставь знаки препинания. Начерти схему этого предложения
Каштанка обиженно заскулила, а гусь вытянул шею и заговорил.


Комментариев нет:

Отправить комментарий